Как связаны жертвенные дары и современные бытовые ритуалы?
Являются ли подарки выражением не только симпатии, но и власти?
В чем заключается ежедневная жертва и невидимый труд художника?
«Подарок уникален, он специфицирован лицами и уникальным моментом обмена. Он произволен, но – между тем – абсолютно единственен»
Жан Бодрийяр
В иерархии ценностей особое место занимают дары. Они не относятся к круговороту экономического обмена, это символические ценности, которые хранят память об отказе одного человека от них в пользу дарения.
Выставка «Дар» Натальи Грезиной и Анастасии Сухаревой-Морозовой представляет тотальную инсталляцию, это повествование о чистой ценности жеста. Изучая историю вотивных даров, авторы обращаются к предметам с традицией ритуального использования: украшения, мечи, кинжалы, маски, ленты и нитки, слепки частей человеческого тела. Композиционно проект состоит из трех частей. В первом зале представлены работы о символическом значении даров как объектов симпатии и власти, о жертвенности в быту. Преодоление внутренней изоляции и битва со страхами объединяет работы во втором зале экспозиции. Третья часть проекта состоит из совместной серии, для создания которой художницы приняли дары от знакомых и незнакомцев. Эта серия – образ благодарности за прожитый день, метафора принесения дара новому дню. Диалог двух авторов раскрывает суть труда художника, повседневных бытовых ритуалов, а порой и тягостной рутины, лежащих в основе солидарности, равенства и альтруизма.
В экспозицию вошли керамические скульптуры и объекты ручной вышивки на полиэтилене. В результате кропотливого ручного труда глина и полиэтилен, материалы конфликтные по природе происхождения, достигают пластической целостности.